Контакты:
+7 (34345) 5-18-23
vsgb-public@mis66.ru
*** Расписание работы: ВЗРОСЛАЯ ПОЛИКЛИНИКА: Пн-Пт 07:30-18:00, Cб 08:00-13:00. Тел. 8 (34345) 5-11-62 *** ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА: Пн-Пт 07:30-18:00, Cб 08:00-13:00. Тел. 8 (34345) 5-11-21 ***

ГБУЗ СО "Верхнесалдинская ЦГБ" » Советы психолога » Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка

Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка

08 декабрь 2016, Четверг
1 518
0

Дело в том, что дети не  должны быть отлучены от процесса ухода близкого человека. И готовить ребёнка к этому, может быть стоит заранее. Практически все дети сталкиваются с ситуациями потери домашних животных. Вот это и позволяет обсудить вопросы, касающиеся смерти, даже, если ребёнок не говорит о них вслух. Если не дать объяснения детям, они не только начинают пугать самих себя,

но испытывают при этом чувство одиночества и незащищённости.

Когда в дом приходит смерть, детям нужно сказать правду, сразу же,  в ласковой

и естественной форме, причём желательно, чтобы это сделали родители или кто-либо из близких. «Высылка» детей из семьи в ситуации острого горя или игнорирование их переживаний показывает неуважение к их чувствам и отрицает их право на печаль. Для ребёнка быть «высланным» из семьи означает  несправедливое наказание и увеличивает уже возникшую душевную боль. Горе детей усугубляется страхом удаления от родителей. Потеря близкого может казаться ребёнку угрозой выживания, и отсутствие родителя спровоцирует у маленьких детей сильную тревогу, поскольку без кого-то, кто удовлетворит их физические и эмоциональные потребности, их жизнь даже в кратковременном промежутке, будет в опасности. Детям необходима убеждённость в том, что они не останутся в одиночестве и что их нужды будут удовлетворены.

Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка

Конечно, пока ещё ограниченный детский словарный запас может помешать откровенному обсуждению. Хотя дети часто испытывают теже чувства, что и взрослые, их внешнее выражение бывает более скрытым и невнятным. Детские защитные реакции на потерю могут раздражать и тревожить взрослых. Дети нередко неспособны поделиться своей реакцией на смерть с помощью слов. Им бывает легче выразить себя, рассказывая истории  или изображая свои переживания в рисунках. Способность поделиться чувствами с помощью рассказов или рисунков является для находящегося в печали ребёнка важным способом высвободить свои эмоции.

Детским переживаниям легко помешать. Иногда детям, например, стыдно плакать. Им мешает то самое руководство взрослых, когда они говорят: «Будь храбрым», «Будь мужчиной», «Будь хорошей спокойной девочкой», «Не будь плаксой». Дети следуют этим указаниям и подавляют своё горе в ущерб себе. Горе-это поведение, которому обучаются. Слова и действия взрослых учат ребёнка, как принимать горе, так же, как и другой жизненный опыт.

Вина может быть особой проблемой для детей. Они могут воспринимать потерю очень лично и обвинять себя за предшествовавшее плохое поведение или за свои противоречивые чувства к умершему. Особенно это проявляется  при потере родителя. Не секрет, что дети в обстановке педагогического нажима, строгого воспитательного воздействия способны проникаться негативными чувствами и даже желают им смерти! Если кто-то из родителей умирает, ребёнок чувствует страх и вину, что это он послужил причиной смерти. Это чувство вины могут смягчить понимающие взрослые, если убедят ребёнка, что его вины здесь нет.

Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка

Что переживают дети во время горя? Какие чувства владеют ими?

Вначале ребёнок отвергает сам факт смерти и всеми силами старается сопротивляться самой идее смерти и потери. Как это ни неожиданно для взрослых, но, в отличие от них, дети более открыто выражают гнев после утраты. Например, ребёнок может неожиданно разгневаться на оставшегося в живых родителя, сестру или брата или открыто выразить враждебность умершему. Далее ребёнок пытается «вернуть» умершего, заявляя, что если тот вернётся, то он всегда будет слушаться, всегда будет послушным и хорошим. После этого ребёнок может впасть в депрессивное состояние, когда его гнев обращается на самого себя. Во время траура дети, как и взрослые, могут переживать такие симптомы, как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря аппетита, физические боли или недомогания. Но заканчивается это всё тем, что ребёнок окончательно принимает смерть.

В поведении горюющего ребёнка могут появиться признаки регресса. У детей могут возникать поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту: энурез, сосание пальцев, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно явление временное. Разрешение со стороны взрослых на выражение горя предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.

Но могут возникать и проблемы. Так, если ребёнок, навязчиво занят фантазиями, о воссоединении с умершим или через месяцы отказывается принять, что любимый человек действительно умер, это означает, что он не смог успешно справиться с горем. Депрессию нужно воспринимать очень серьёзно, когда дело касается детей. Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отдалении, апатии, эпизодических желудочных или головных болях психосоматического характера, ночных кошмарах, отказе от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.

Выражение «дети быстро забывают» часто можно слышать в семейных беседах. К этому высказыванию склонны прибегать тогда, когда бояться встретиться с детьми, потерявшими близких, и поддержать их. Но в реальности детский опыт переживания горя практически повторяет переживания горя взрослых. Просто реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому считая, что дети не переживают так сильно, как взрослые, мы исходим из нашего взрослого опыта. Мысль о том, что дети, потерявшие близких, испытывают точно такие же эмоциональные потрясения, как мы, взрослые, приводят нас к беспомощности и неадекватности в отношениях с детьми и становится тяжкой ношей.

Другой важный фактор, который препятствует конструктивному выражению детьми горя, это смешение чувств и мыслей и неумение выразить их. Поскольку маленькие дети не в состоянии выразить свои чувства так, как это могут взрослые, мы думаем, что детям несвойственны сильные чувства и мысли, какие характерны для нас. На самом деле, дети, потерявшие, кого-либо из родных, испытывают эти сильные, и зачастую новые для себя, чувства; И их пугает то, что они не могут объяснить свою реакцию на переживание горя. Поэтому они очень нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем. Весь мир становится ребёнку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для него человека. Самовосприятие рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Необходима помощь и поддержка взрослого, чтобы маленький человек, вновь обрёл почву под ногами, чтобы к нему вернулась вера в жизнь. Разрушенное самовосприятие нуждается в восстановлении. Ребёнку следует помочь, чтобы он чётко осознал значение того, что случилось до и после перенесённой им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни. Образы прошлого и настоящего - это две части Я ребёнка, и их необходимо не только объединить, но и восстановить целостность.

Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом, однако существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя. То, как ребёнок реагирует на случившуюся беду, объясняется не только его личностными особенностями, но и возрастом. Само горе - длительный процесс, ребёнок постепенно преодолевает его, развиваясь в психологическом и познавательном плане.

Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка

Вопреки представлениям некоторых, не существует никакого нижнего возрастного предела детского переживания горя. Для ребёнка, который ещё недостаточно владеет речью, но уже потерял кого-то из близких ему людей, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер. Ребёнок не может преодолеть свою беду, выговариваясь: у него нет ни своих, ни чужих слов. Совсем маленький ребёнок, переживая горе, как-бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой для ребёнка личности оставляет в нём психологическую пустоту. В старшем возрасте у ребёнка появляются интеллектуальные ресурсы для понимания потери, но на эмоциональном уровне он часто изолирует себя от мира людей, что некоторое время спустя может стать чертой его характера. Психологически травмированные дети в дальнейшем будут более чувствительны к разлуке, нежели другие.

Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (0)

МЫ НА КАРТЕ



Партнеры