Методические рекомендации о
проведении мероприятий, направленных на профилактику ДТП с участием
детей-пассажиров
Несмотря на общее снижение показателей ДТП с пострадавшими на фоне роста
автопарка (в 2018 году в России произошло 168 099 ДТП с пострадавшими, что на
0,8% меньше, чем в 2017 году), цифры остаются высокими. В 2018 году на дорогах России
погибли 18 214 и ранены 214 853 человека. Вызывают обеспокоенность ДТП с
участием детей.
В прошлом году зарегистрировано 19 930 ДТП с участием детей и
подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 628 детей погибли и 21 718
получили ранения.
движения. Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на их защиту.
Поэтому при перевозке детей необходимо обязательно использовать детские
удерживающие устройства (далее – ДУУ, автокресло). Важно отметить, что остается
проблема не только отсутствия ДУУ в автомобилях, но и непонимания важности
выбора ДУУ в зависимости от возраста, роста и веса ребенка, что особенно
актуально при перевозке младенцев. Родители при выборе автокресел зачастую
слишком большое внимание уделяют внешнему виду (цвет, размер, форма и т.д.) и
забывают главное – качество и надёжность устройств, которые должны защищать
детей в транспортном средстве. Мнения и отзывы трейдеров о форекс брокере MaxiMarkets: узнать всю правду! Родители, следуя рекомендациям продавцов, часто
приобретают дешёвый товар, не соответствующий требованиям безопасности,
подвергая жизнь детей ещё большей угрозе.
Продукция, поступающая из разных стран, зачастую является некачественной:
по итогам проверок детских автокресел российскими испытательными лабораториями более
90% продукции не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного
союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Причем
характер несоответствий распространяется от инструкции до прочностных свойств.
В ходе краш-тестов такие устройства не выдерживают нагрузки, ломаются.
По итогам исследований ВЦИОМ 23% россиян отрицательно оценили инициативу
по возможности использования части материнского капитала на приобретение
автокресла. Отвечая на вопрос «Почему Вы не используете автокресло при
перевозке детей?», 35% респондентов ответили, что не видят в нём смысла, а при
выписке из роддома и перевозке ребёнка на автомобиле 56% опрошенных везли его
на руках, без использования ДУУ. Все эти факты указывают на проблему неосознания
родителями необходимости использования автокресла. И если для перевозки детей в
возрасте до 7 лет родители в 63% случаев используют автокресла, то после 7 лет
использование автокресла снижается до 33%, а 22% родителей начинают
использовать накладку на ремень, 24% родителей – ремень безопасности, мотивируя
это тем, что ребёнок не помещается в автокресле (59% ответов) или ему там
неудобно (19%). Одной из основных причин таких результатов социологических
опросов можно считать неинформированность населения об эффективности детского
автокресла: родители попросту не знают о рисках и последствиях неиспользования
ДУУ. Таким образом, необходимо проводить работу с родителями, разъясняя
необходимость применения автокресла.
Кроме того, итоги
исследования подтверждают печальную статистику –
47% опрошенных превышали скорость на 5-10 км/ч при перевозке ребёнка, а 28% превышали скорость на 20 км/ч. Каждый десятый
(13%) превышает скорость на 20-40 км/ч, что многократно повышает риски
получения при ДТП тяжёлых травм, возможно, несовместимых с жизнью. 17%
опрошенных совершали обгон по полосе, предназначенной для встречного движения,
с ребёнком в салоне автомобиля, при том, что обгон – самый опасный маневр на
дороге. 26% респондентов при перевозке ребёнка отвлекались на мобильный телефон
и разговаривали по нему без использования устройств hands free.
Данные официальной
статистики аварийности с участием детей в 2017 году свидетельствуют:
1.
Каждое 10-е
ДТП с детьми-пассажирами произошло из-за выезда на полосу, предназначенную для
встречного движения, или обгона.
2.
Каждое 10-е
ДТП, в котором погиб ребёнок произошло из-за превышения скорости или
несоответствия скорости конкретным условиям движения.
3.
Каждый 10-й
ребенок погибает в ДТП при выезде на полосу, предназначенную для встречного
движения.
4.
Вероятность
гибели ребёнка в ДТП на полосе, предназначенной для встречного движения, без
использования средств пассивной безопасности увеличивается в 3 раза.
5.
Вероятность
гибели ребёнка в ДТП при превышении скорости без использования средств
пассивной безопасности увеличивается в 2 раза.
(Ситуация по итогам 2018 года не изменилась.)
Данные исследования и официальной статистики аварийности подтверждают
необходимость расширения деятельности в области профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма, в частности, работы со взрослыми участниками
дорожного движения по донесению важности соблюдения правил дорожного движения и
правил перевозки детей, с упором на следующие ключевые элементы:
1.
Важность использования ДУУ при перевозках детей как до 7 лет, так и
старшего возраста (до 12 лет).
2.
Необходимость пристегивания детей в ДУУ.
3.
Внимание к качеству ДУУ, материалам, соответствию стандартам, наличию
сертификации, прохождению краш-тестов.
4.
Соблюдение скоростного режима водителями.
5.
Отказ от опасных маневров (обгона, резких торможений и перестроений).